История Стрельны – это история взлетов и падений, активного строительства и годов запустения. Стрельне была уготована судьба "русского Версаля", который должен был превзойти по своей роскоши резиденцию Короля Солнца. Но будто злой рок витал над этим местом и не позволял сбыться великим начинаниям.
В 1711 году по указу Петра Первого здесь началось строительство царской загородной резиденции. Сначала построили деревянный дворец Петра, затем приступили к возведению Большого императорского дворца и разбавке парка, с фонтанами, каскадами, каналами и террасами. Над проектом трудились лучшие архитекторы того времени: Леблон и Микетти. Но в самый разгар работ стало понятно, что без специальных гидротехнических сооружений создать в Стрельне фонтаны, не уступающие по мощности версальским, не удастся, и главную загородную резиденцию решено было перенести в более удачное место – Петергоф.
После смерти Петра I строительство в Стрельне окончательно замирает, и начинается период запустения. Недостроенный дворец накрыли временной кровлей, а окна и двери забили досками. И только в 50е годы 18 века Елизавета Петровна, дабы завершить задумку отца, привлекла к строительству дворца придворного архитектора Бартоломео Растрелли. Дворец заново отстроили и разбили перед ним один из первых в России регулярных парков.
В 1797 году Павел I дарит дворец своему младшему сыну Константину Павловичу. С этого времени и на 120 лет Стрельна становится великокняжеской усадьбой. Двадцатый век обернулся для Стрельны настоящей катастрофой. После революции Константиновский дворец пострадал особенно сильно: долгое время он пустовал, затем в нем была открыта трудовая детская колония, а затем санаторий. Во время Отечественной войны дворцово-парковый ансамбль Стрельны был почти полностью уничтожен. К 1955 году основные здания ансамбля восстановили, и во дворце разместилось Арктическое училище, которое просуществовало здесь до начала 90х годов. Затем началось очередное десятилетие запустения: дворец снова оказался на грани разрушения.
Но в начале нового тысячелетия удача повернулась лицом к Стрельне: многострадальный дворцовопарковый комплекс, как феникс из пепла, возродился к новой жизни и к 300летию Петербурга, предстал перед миром во всем своем блеске и великолепии. По сохранившимся планам и чертежам реставраторам удалось восстановить фасады дворца, на которые вернулся исторический герб династии Романовых. Были восстановлены главные залы: Мраморный и Голубой, великокняжеские покои, музыкальный зал и кабинет, где таинственный К.Р. писал свои стихи. Реставраторы вернули к жизни заросший и разрушенный сад, и воплотили в жизнь замыслы, существовавшие только в проектах: соорудили мосты и фонтаны, о которых мечтал Петр Первый, восстановили шлюзовую систему, очистили и углубили каналы и водоемы, которые теперь могут принимать яхты и речные суда, построили мосты, в том числе и разводные, возродили плац перед дворцом, на котором проходили военные смотры и парады. Константиновский дворец приобрел новый статус, став дворцом Конгрессов и резиденцией президента России.
В 21 веке воплотилась мечта Петра Великого превратить "Русскую Версалию" в дипломатическое "окно в Европу". Но, в то же время, Константиновский дворец и парк сохранился и как историко-культурный центр. Любой желающий может посетить музейный комплекс с его интереснейшими коллекциями, которые продолжают пополняться.
В 2007 году музею Константиновского дворца была передана коллекция живописи и прикладного искусства, собранная за 30 лет Мстиславом Ростроповичем и Галиной Вишневской. Коллекция включает произведения таких художников, как Рерих, Брюллов, Серов, Репин, Бенуа. Представлен в ней и знаменитый Орловский сервис подаренный Екатериной II графу Григорию Орлову. А совсем недавно коллекции Константиновского дворца пополнились новыми экспонатами: в 2012 году сюда на постоянное хранение был передан нашумевший клад Нарышкина, найденный при реконструкции особняка Нарышкиных-Трубецких. Это самый крупный клад, обнаруженный в Петербурге за последние 200 лет. Он включает свыше 2 тысяч предметов, изготовленных в 1920 веках лучшими мастерами ювелирного дела самых известных российских и зарубежных фирм. Сегодня эти сокровища стали частью экспозиции «Тайны Санкт Петербурга. Клад Нарышкиных», которую можно увидеть в Константиновском дворце.
Начало третьего тысячелетия, ставшее переломным в истории Константиновского дворца вернуло в ожерелье пригородных дворцово-парковых ансамблей Петербурга Стрельну. Со стороны шоссе выросла красиво исполненная металлическая ограда взамен деревянной, находившейся здесь в XIX веке. Все пространство дворца и территорий, прилегающих к сооружениям, залили светом фонари. Предстали во всем своем блеске отреставрированные фасады дворца. Празднично засверкали интерьеры дворца.