Большой Меншиковский дворец – один из немногих памятников петровского зодчества, сохранившихся до наших дней. Другое название дворца – Меншиковский.
Он был построен в 1710-1725 гг. архитекторами Д. М. Фонтана и И. Г. Шеделя. Возвышенность, где находиться этот великолепный, обращенный к морю и развернутый по дуге длинно в двести десять метров дворец, имеет два яруса террас с отвесными стенами, пандусами и лестницами. Террасы составляют подножие дворца и придают его облику монументальность, торжественность и неожиданную легкость. Здание как бы парит над берегом.
Главный корпус дворца двухэтажный. К нему с обеих сторон примыкают развернутые дугой одноэтажные крылья. Они заканчиваются высокими павильонами – Церковным и Японским. К павильонам с южной стороны примыкают флигеля – Фрейлинский и Кухонный, которые ограничивают собою Парадный двор (курдонер). План сложной конфигурации и словно самостоятельные объемы разной высоты предопределили архитектурнопластический строй Большого дворца. Памятник архитектуры раннего барокко. Построен на отвоеванном в ходе Северной войны участке побережья Финского залива, полученном в собственность А. Д. Меньшиковым, который лично руководил всеми работами в Ораниенбаумедо момента своей опалы в 1727 году.
В строительстве и последующих перестройках дворца принимали участие М. Г. Земцов, П. М. Еропкин, И. К. Коробов, М. Л. Гофман, Ф. Б. Растрелли, А. Ринальди, Г. А. Боссе, Г. Г. Прейс, К. Г. Прейс, О. А. Паульсон. Дворцовая церков была освящена 3 сентября 1727 года в честь Святого Великомученника и Целителя Пантелеймона. С 1743 года Ораниенбаум являлся резиденцией великого князя Перта Федоровича, будущего императора Петра III и его супруги княгини Екатерины Алексеевны, будущей императрицы Екатерины II. Большой дворец перестраивается для нужд «малого двора» под руководством Ф. Б. Растрелли. Он переделал дворцовые интерьеры, а позади восточного павильона выстроил дворцовый флигель, оградивший с востока парадный вход. В Восточном павильоне на золоченых резных кронштейнах разместил более 200 предметов японского и китайского фарфора. С этого времени павильон стал называться Японским. Также были переделаны террасы перед северным фасадом. В Нижнем саду разбиваются цветочные партеры, размещаются померанцевые и лавровые деревья в кадках, подстриженные в виде шаров и конусов, аллеи украшает привезенная из Италии мраморная скульптура.
С 1762 г. во дворце работал архитектор А. Ринальди. Вновь переделав террасу, он соорудил великолепную гранитную лестницу с полуциркульным балконом. Интерьеры дворца были украшены живописью, лепкой, тканями и зеркалами. В 1771-е годы по проекту А. Ринальди сооружаются подпорные стены террас и гранитное крыльцо, сохранившееся до настоящего времени.
В конце XVIII столетия по указу императора Павла I владельцем Большого дворца становится его старший сын великий князь Александр Павлович, будущий император Александр I. В период с 1809 по 1825 год Большой дворец является императорской резиденцией. С 1827 года дворцом владеют братья императора, великие князья Константин и Михиил Павловичи.
Новый этап перестройки связан с именем великой княгини Елены Павловны, вдовы великого князя Михаила Павловича, которая владела Ораниенбаумом почти полвека. Усадьба становится ее любимым местом летнего отдыха, во дворце происходят заметные изменения в планировке и декоративной отделке интерьеров при участии архитекторов Л. Бонштедта, Г. Боссе и Г. Г. Прейса.
В 1873 году дворец наследует дочь Михаила Павловича и Елены Павловны великая княгиня Екатерина Михайловна, в замужестве герцогиня Мекленбург-Стрелицкая, передавшая его своим детям герцогам Михаилу и Георгию Мекленбург-Стрелицким. Герцог М. Г. Мекленбург-Стрелицкий владел Большим дворцом до 1917 года.